Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09.2021 №825 утверждены открытые тематические
направления итогового сочинения для допуска обучающихся общеобразовательных
организаций к прохождению государственной итоговой аттестации по основным
образовательным программам среднего общего образования в 2021-2022 учебном
году.
В 2021/2022 учебном году объявлены следующие пять открытых
тематических направлений итогового сочинения:
1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека;
2. Цивилизация и технологии
– спасение, вызов или трагедия?;
3. Преступление и наказание
– вечная тема;
4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) – про меня;
5. Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина.
В соответствии с указанными тематическими направлениями будут разработаны
комплекты тем итогового сочинения 2021/2022 учебного года. Каждый комплект
будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от
каждого общего тематического направления).
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть
нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня
его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является
литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с
обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала.
Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:
1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге:
реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях
других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных
перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях
искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и
творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в
символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек
на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше
понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой,
научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего
мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и
рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном
опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами,
дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека
и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов
пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и
«минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях
развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание
— вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание»
как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона,
совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с
правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем,
как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих
и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных
видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для
автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные)
предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него
произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное
эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом
выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и
мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить
хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме
Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в
конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом
понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности
гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их
устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о
путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский
кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры
из художественной, исторической, психологической, философской литературы и
публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную
позицию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.